Frollo | Дата: Четверг, 24.01.2013, 17:37 | Сообщение # 1 |
Аспирант
Группа: Администраторы
Сообщений: 34
Статус: Offline
| Среди южных мещерских лесов, в излучине реки Ока, на множестве холмов, образуемых оврагами, расположился небольшой рязанский город – Касимов. В отличие от других провинциальных городков Центральной России, этот город имеет свою «изюминку» – так называемый стык двух культур, двух народов, двух религий: восточной и западной, русской и татарской. Здесь гармонично с православными храмами и церквями сочетаются мечети и восточные мавзолеи – текии, мирно сосуществуют русские и татары. Поистине город можно назвать своеобразным культурным анклавом на территории «русской» России, или, по крайней мере, окраиной, западной окраиной Востока. У города очень богатая история и, пожалуй, самый интересный период – время Касимовского ханства, когда город на протяжении более чем 200 лет был столицей одноименного ханства, правда, зависимого от Москвы.
Одной из главной достопримечательностью города Касимова, его «визитной карточкой», является Ханская мечеть, расположенная на пл. Победы. Мечеть неоднородная: каждая из ее частей строилась в разное время, приобретя законченный гармоничный вид.
Как считается, первую каменную мечеть в городе построил хан Касим в 1467 г. Тем не менее, стольранняя дата не бесспорна. Так, приближенный касимовского хана Ураз-Мухаммеда, писавший свое сочинение около 1600 г., повествуя о торжестве, происходившем по случаю пожалования Ураз-Мухаммеда в касимовские ханы, пишет: «…в каменной мечети, построенной Шейх-Али-ханом», т.е. Шах-Ал-ханом, владевший Касимовым в 1ой пол. XVI в. (его мавзолей стоит напротив мечети).
У татар существовало предание, что минарет первой мечети был выше и что онсломан по повелению Петра I, который, проезжая через Касимов, счел мечеть за православный храм и перекрестился на минарет мечети. Когда царю сообщили об ошибке, Петр велел разрушить мечеть. Однако, по многочисленным просьбам татар, дело не было доведено до конца.
Через несколько столетий после строительства мечети, не без участия Петра Великого, мечеть пришла в негодность, и от нее остался только минарет. Указом от февраля 1768 г. Екатерина II, по прошению мурзы города Касимова Ибрагима Чанышева и Бурхая Шакулова, разрешила местным татарам построить новый дом для молитвы. Паллас, посетивший Касимов в августе 1768 г., пишет, что при нем делают мечеть, и что строится она с Высочайшего соизволения на месте другой, старой, которая развалилась. В том же году одноэтажная каменная пристройка к минарету была закончена. Над входом в мечеть сохранилась табличка, написанная арабской вязью (у татар до 20х гг. XX в. письменность была основана на арабском алфавите), дающая нам имена строителей мечети: «1182 (1768) года эту мечеть в месяце раби-ель-аввале (июнь-июль) соорудили: Бектемир-сеид, Бурхан-сеид, Ибрагим мурза Чанышев, Абдулла-мурза, Мусса-сеид, Мустафа-сеид, Сулейман-сеид, Сулейман-мурза, Темир-Булат-сеид, Юсуф-мурза Чанышев, Муртаза-сеид, Мухаммед-сеид, Ибрагим мурза Максютов, Якуб-мурза, Мусса-мурза Девдлет-гильдеевы, Юсуф-мурза, Ибрагим-мурза Максютовы, Мустафа-мурза, Темир-Булат-сеид-Шакулов». Можно заметить, что среди прочих, встречается имя Бурхан-сеида – того самого, кто просил императрицу о возобновлении мечети.
Около 1834 сын Бурхана Шакулова Салех вместе со своим сыном Хамзой достроиливторой кирпичный этаж, поставили железный купол, обустроили михраб, а внутреннее помещение мечети отделали мрамором. Таким образом мечеть получила нынешний облик.
Ныне в мечети расположен музей этнографии касимовских татар. Экспозициярасположена на втором этаже и состоит из двух залов. В коллекции представлены одежда татар, газеты, книги на старотатарском языке, татарская метрическая книга Ханской мечети, а также прочая исламская атрибутика. В теплое время года можно подняться на минарет, откуда в хорошую погоду открывается великолепный вид на город и на долину реки Ока.
В заключение, думаю, будет нелишним пару слов сказать про Шакуловых,восстановителей мечети. Сеиды Шакуловы – знатный татарский род, ведущий свое происхождение от пророка Мухаммеда и сыгравший видную роль в истории Касимова. На закате Касимовского ханства, этот род породнился с правителями Касимова, и так случилось, что последней правительницей касимовского ханства стала представительница этого рода – Фатима. На татарском кладбище (ул. Нариманова) в Касимове сохранился склеп Шакуловых, датируемый началом XIX в., где, между прочим, похоронен уже неоднократно упоминавшийся Салех Бурханович Шакулов (ок. 1769 – 21.IX.1839). К счастью, этот род не угас, и некоторые его представители до сих пор живут в родном городе.
|
|
| |